Государственно-частное партнерство

О ГЧП

  • Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов комплексного развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
    Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в инфраструктуру для производства услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
  • С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на заключаемых между ними соглашениях о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (СГЧП (СМЧП)) или концессионных соглашениях (КС), которые являются по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
    СГЧП (СМЧП) и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС и СГЧП (СМЧП) – это формы (модели) ГЧП.
  • Основанием заключения СГЧП (СМЧП) или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.
    Способом заключения СГЧП (СМЧП) или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса.
    Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства
1/3

Законодательство. Нормативные правовые акты, регулирующие государственно-частное партнерство.

Федеральный уровень

  • 1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  • 2. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

  • 3. Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 N 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».

  • 4. Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения».

  • 5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 N 1515 «Об утверждении формы заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения и о внесении изменений в форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступ

  • 6. Постановление Правительства РФ от 28.08.2023 N 1402 «Об установлении предельного размера расходов на подготовку предложения о заключении концессионного соглашения, возмещаемых лицу, выступившему с инициативой заключения концессионного соглашения».

  • 7. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 495 «Об установлении требований к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по к

  • 8. Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, хо

  • 9. Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1686 «Об утверждении критериев отнесения объектов производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции к объектам концессионного соглашения, согла

  • 10. Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N 1386 «Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о

  • 11. Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N 1388 «Об утверждении Правил рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства».

  • 12. Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N 1387 «О порядке направления публичному партнеру заявления о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерс

  • 13. Постановление Правительства РФ от 04.12.2015 N 1322 Об утверждении Правил проведения предварительного отбора участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве».

  • 14. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества».

Законодательство. Нормативные правовые акты, регулирующие государственно-частное партнерство.

Региональный уровень

  • Постановление Правительства Липецкой обл. от 19.10.2022 N 211 «Об установлении прав и обязанностей Липецкой области, участвующей в качестве самостоятельной стороны в концессионном соглашении, объектом которого являются централизованные системы холодног

  • Постановление Правительства Липецкой обл. от 01.06.2022 N 1 «О некоторых вопросах участия Липецкой области в концессионных соглашениях в качестве самостоятельной стороны в случаях, предусмотренных частью 1.7 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2005

  • Постановление Правительства Липецкой обл. от 18.10.2022 N 207 «Об определении способа расчета минимального размера инвестиционных обязательств концессионера по долгосрочному концессионному соглашению, объектом которого являются централизованные системы

  • Постановление администрации Липецкой области от 29.10.2014 N 467 «Об утверждении Порядка принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Липецкой области, соглашений о

  • Распоряжение Правительства Липецкой обл. от 03.05.2023 N 384-р «Об утверждении порядков межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Липецкой области, структурных подразделений Правительства Липецкой области при подгот

Меры поддержки в сфере ГЧП

1/6
  • Освобождаются от уплаты налога на имущество организации — в отношении объектов недвижимого имущества, созданных ими и (или) переданных им в рамках концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров транспортом общего пользования, одной из сторон которого является Липецкая область, на срок действия концессионного соглашения. Право на применение налоговой льготы утрачивается с первого числа отчетного периода, в котором концессионное соглашение прекратило свое действие

    Закон Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Липецкой области»
  • Освобождаются от уплаты налога на имущество организации - победители конкурса инвестиционных проектов в соответствии с Законом Липецкой области от 25 февраля 1997 года N 59-ОЗ "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области" - в отношении имущества, являющегося объектом реконструкции, расширения или технического перевооружения производства, а также созданного или приобретенного в результате осуществления указанных инвестиционных проектов на территории Липецкой области.

    Закон Липецкой области о поддержке инвестиций в экономику Липецкой области
  • Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, понижается на 4,5 процентных пункта для организаций - победителей конкурса инвестиционных проектов в соответствии с Законом Липецкой области от 25 февраля 1997 года N 59-ОЗ "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области" в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории Липецкой области

    Закон Липецкой области от 29.05.2008 N 151-ОЗ «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет»
  • Cубсидии местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, содержащих мероприятия по реализации инфраструктурных проектов, направленных на комплексное развитие городского наземного электрического транспорта и автомобильного транспорта общего пользования, выполнение работ по освещению и благоустройству территорий в рамках реализации регионального проекта "Развитие общественного транспорта" в части обязанности муниципальных образований по предоставлению капитального гранта в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионным соглашением

    Постановление Правительства Липецкой обл. от 25.12.2023 N 767 «Об утверждении государственной программы Липецкой области "Развитие транспортной системы Липецкой области»
  • Субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию муниципальных программ, направленных на строительство и реконструкцию спортивной инфраструктуры. При этом объекты спорта могут создаваться в рамках муниципально-частного партнерства

    Постановление администрации Липецкой области от 06.09.2013 N 405 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Развитие физической культуры и спорта Липецкой области"
  • Финансирование расходов на осуществление платежей по концессионному соглашению о создании и эксплуатации объекта по обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов.

    Закон Липецкой области от 19.12.2023 N 423-ОЗ "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"; Постановление администрации Липецкой области от 19.12.2012 N 524 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Охрана ок

Опыт ГЧП в Липецкой области

В результате сложившегося многолетнего опыта развития ГЧП Правительства Липецкой области реализуются в рамках концессионных соглашений следующие крупные инфраструктурные проекты.

Развитие ГЧП и привлечение частных инвестиций в инфраструктурные отрасли является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики Липецкой области. В регионе созданы все условия для эффективного партнерства государства и бизнеса с использованием всех форм и механизмов ГЧП.

Перечень ГЧП-проектов области
Реконструкция и эксплуатация отдельных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения города Липецка
Реконструкция объектов транспортной инфраструктуры
Строительство общеобразовательной школы на 1500 мест
Создание объекта по обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов
Строительство объектов социально-бытового обслуживания
Строительство спортивных объектов

Развитие ГЧП и привлечение частных инвестиций в инфраструктурные отрасли является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики Липецкой области. В регионе созданы все условия для эффективного партнерства государства и бизнеса с использованием всех форм и механизмов ГЧП.

Перечень ГЧП-проектов области

Информация о конкурсах и частной инициативе

Перечень объектов на 2023 год
Информация о конкурсах и частных инициативах

Контактная информация

Деятельность в сфере ГЧП в Липецкой области координирует отдел инвестиционной и промышленной политики управления инвестиций и инноваций Липецкой области

Также можно обратиться к бизнес-кураторам соответствующих муниципальных образований:

Контакты бизнес-кураторов

Заместитель начальника отдела

Ризванова Валентина Валерьевна

rizvanovaVV@admlr.lipetsk.ru

7(4742) 27-22-27

Главный консультант

Липекина Татьяна Викторовна

lipekinaTV@admlr.lipetsk.ru

7(4742) 22-85-51